Многие задумываются о приобретении собственного комплекта осветительной техники. Но информации об осветительном оборудовании мало. Данная статья, надеюсь, поможет определиться с выбором оптимального решения.
Начну с того, что всю осветительную технику можно разделить на 2 группы: источники импульсного и источники постоянного света. Каждый из них по-своему важен и нужен в работе, да и в творчестве тоже. Ведь, как говорил один известный фотограф, без света нет фотографии.
ИМПУЛЬСНЫЙ СВЕТ
Импульсный свет - это вспышки. Основной технический параметр (если мы не говорим о "накамерных" вспышках, тех что устанавливаются на фотокамеры) - мощность в Джоулях (Джоуль - единица работы электрического тока).
Чем мощнее вспышка - тем больше света она способна выдать во время импульса. У разных производителей линейка импульсных моноблоков имеет примерно схожие параметры: есть приборы на 250, 500 и 1000Дж. Такое деление позволяет подобрать оптимальный вариант под необходимые цели и бюджет.
Главное - понимать, что больше - не всегда лучше. Дело в том, что чаще всего на импульсных моноблоках деление (уменьшение) мощности не плавное. Иногда от 1/1 до 1/16 мощности прибора. Как не трудно догадаться, мощность "взрослой" вспышки в условиях ограниченной по площади студии или квартиры не удастся убавить до необходимого значения. Если условия съемки в большинстве случаев одинаковы - то брать прибор с "запасом" мощности смысла нет.
Сами лампы к мощным приборам стоят дороже, да еще и прибор имеет цену на порядок выше, а другие преимущества перед менее мощными "братьями" в них не всегда присутствуют. Так, например, для дома вполне хватит 250Дж-500Дж импульсного моноблока. Однако, если в последствии площадь помещения планируется увеличивать или свет берется и для выездных съемок - оптимальным выбором будут приборы 500Дж-1000Дж. Самым распространенным решением являются моноблоки мощностью 500Дж. "Тысячники" же, как правило, берут для выездных съемок и просторных помещений.
"Лишний свет" можно убрать специальными фильтрами (вроде фолиевых нейтрально-серых ND фильтров, по сути напоминающих фильтры для объективов). Нужно не забывать, что всевозможные зонты и софт-боксы тоже "съедают" часть света. Для того, чтобы осветить снимаемую сцену при весьма общей крупности плана, нужно весьма много света. Особенно если вы хотите избежать влияния света естественного (дневного). Тут зачастую и 1000Дж будет мало. Нужно думать про 1500Дж или выше.
ГЕНЕРАТОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Однако не только количеством джоулей можно пользоваться, ведь импульс имеет определенную протяженность во времени. Именно короткими (до 1/12000с) импульсами "замораживают" взрывающиеся предметы и останавливают пули на лету.
Но, к сожалению, обычные импульсные моноблоки имеют продолжительность импульса лишь 1/1500с-1/2000с. Этого обычно достаточно, чтобы избежать смазов и шевеленок в студии, но на улице сильное влияние на изображение оказывает дневной свет и у движущихся объектов могут появится шлейфы
Для того, чтобы снизить влияние дневного света, у всех ведущих производителей студийного импульсного оборудования имеются так называемые генераторные системы (генераторы и головы). Нет, это не те бензо/дизельные генераторы, питающие электричеством кафе и ремонтные бригады. Это источники импульсного света, генерирующие колоссальной мощности импульс (3000Дж, 6000Дж, 8000Дж). Некоторые генераторы позволяют создавать цепь из нескольких приборов, позволяя суммировать мощность.
В отличие от моноблока, вся "начинка" генератора находится на удалении от лампы-вспышки. Собственно и управление светом происходит на самом устройстве генератора, либо при помощи пультов ДУ. Чем это удобно? Тем, что всеми подключенными к генератору лампами (2-4 как правило) можно управлять с одного устройства. Более того, при изменении мощности одной лампы может происходить синхронная компенсация другой, для достижения постоянного перепада в уровне освещенности от разных приборов. Некоторые генераторы оборудованы мощным аккумулятором, позволяющим работать на выезде совершенно автономно. Для выездных съемок это наиболее важное преимущество перед моноблоком. Впрочем некоторые производители выпускают аккумуляторы и для моноблоков.
Что важно знать о генераторах, кроме мощности и длительности импульса? Самое важное - это лампы-вспышки. Их мощность нужно выбирать, исходя из номинальной мощности генератора. Если генератор на 3000Дж, то каждая из подключенных к нему ламп должна быть на 3000Дж. Дело в том, что импульс распределяется между лампами пропорционально. Если у вас на одну лампу подается 10% мощности, то на другую - 90%. Стало быть при 3000Дж генераторе - это 300Дж и 2700Дж соответственно. Если вы подключите обе лампы, рассчитанные на 1500Дж, то вторая из ламп - сгорит. Так же как и с моноблоками, производители генераторов предлагают разнообразные варианты (как правило) от 600Дж до 6000Дж. Соответственно имеются и бюджетные решения в сегменте даже профессионального оборудования.
Я бы рекомендовал подойти к выбору системы осветительного оборудования как можно серьезнее. Если быть точнее, то к выбору фирмы производителя. Это сложное оборудование, которое должно выдавать стабильные по мощности и цветовой температуре импульсы от кадра к кадру. Большая часть "китайского" света имеют отклонения по мощности и цветовой температуре. От кадра к кадру эти показатели могут "плясать" как захотят. Хуже всего то, что это менее надежное по сроку службы оборудование, слабо защищенное от ударов и внешней среды. С "дешевым" охлаждением. А это грозит выходу из строя прибора на затянувшейся съемке, или при неаккуратной транспортировке. На выездной съемке появляется риск поражения током. А его сила при "выстреле" - огромна.
В данный момент лидерами рынка импульсного освещения являются: Broncolor, Profoto, Hensel, Elinchrome, Bowens, Balcar.
ПОСТОЯННЫЙ СВЕТ
Постоянный свет, несмотря ни на что, все равно остается наиболее распространенным инcтрументом в работе фотографов. Во-первых, бюджетные варианты "галогенок" намного доступнее импульсных моноблоков. Во-вторых, это единственный вариант, пригодный для кино и видеосъемок. Впрочем многие именитые фотографы выбрали именно постоянный свет, в качестве инструмента для работы и творчества.
В чем отличия постоянного света от импульсного? Постоянный свет виден "на глаз". Вы сразу видите как и сколько света попадает на разные участки снимаемого сюжета. Как и какие ложатся тени, где появляются рефлексы. До сих пор именно используя постоянный свет учат его видеть, чувствовать и ставить. В большинстве импульсных приборов так же имеется встроенный источник постоянного "пилотного" света. Как правило это галогенная лампа, мощностью около 300Ватт, позволяющая лишь на глаз оценить работу по выставлению света. Не смотря на возможность сделать цифровой камерой контрольный кадр, это сильно упрощает работу по расстановке приборов.
Есть еще одна существенная особенность. Постоянный свет прогревает воздух в помещении, равно как и нагревает объект съемки. В летний жаркий день без кондиционера в тесном помещении моментально получается сауна. С другой стороны в прохладном помещении чувствуется уют, да и люди не моргают из-за перепадов освещенности, как в случае со вспышкой. Некоторых вообще сбивает с настроя хлопок моноблока, или генератора. Тут уже все индивидуально. У кино- и видеооператоров же выбора нет.
В качестве источника постоянного света может выступать даже самая простая лампа накаливания. Но отличие настольной лампы и профессионального осветительного прибора (при одинаковой мощности) огромны. В первую очередь это удобство управления, возможность выставлять необходимую мощность, возможность фокусировки светового потока и иногда даже пыле/влаго защищенность, гарантирующие дополнительную безопасность в обращении с прибором. Кроме того, огромный ассортимент всевозможных насадок и аксессуаров, помогающих воплотить любые творческие фантазии светописца.
ВИДЫ ПОСТОЯННОГО СВЕТА
Лампы постоянного света бывают нескольких типов:
1) галогенные
2) люминисцентные
3) металлогалогенные
Реже это светодиодные панели. Самые доступные - галогенные лампы. Они дают "теплый" свет не только потому, что нагреваются. Цветовая температура таких источников света находится в пределах 2800-3200 Кельвин. Это значит, что по сравнению с импульсным источником света, галогенная лампа "желтит". Потому при съемке на цифру, для достижения нормальной цветопередачи, цифровую камеру необходимо настроить на соответствующий баланс белого. Или выставить его значение при конвертации из RAW. В случае с фотопленками - требуется конверсионный фильтр на объектив, или фолиевый фильтр на источник света, дабы "остудить" свет. Впрочем в арсенале Kodak и Fujifilm можно найти пленки, цветовая температура которых рассчитана на использование ламп накаливания (Tungsten).
Наверное, самый широкий ассортимент осветительных приборов - это оборудование использующее в качестве источника света галогенные лампы. Такие приборы бывают совершенно простые (без регулировок, предохранителей и систем охлаждения, а так же без возможности использовать какие-либо аксессуары: шторки, насадки, линзы Френеля). В то же время есть достаточное количество предложений со всевозможными настройками, регулировками, развитой системой аксессуаров.
Более "холодный" (наиболее близкий к дневному) свет дают люминисцентные панели и металлогалогенные лампы. Впрочем иногда они выпускаются в разных версиях. Так у фирмы Kino Flo в ассортименте есть люминисцентные лампы и на 3200К. Пожалуй это наиболее дорогие приборы и сами лампы. Как правило это профессиональное киноосветительное оборудование.
При использовании смешанного освещения, поверхности снимаемого предмета освещенные различными по цветовой температуре приборами будут иметь различную цветопередачу. Это не всегда плохо и часто используется в качестве художественного приема.
Некоторые приборы постоянного света настолько продуманы, удобны и надежны, что были удостоены премии технического "Оскара". Например, галогенные приборы Dedolight, известные многим теле- и кинооператорам.
Эти приборы имеют диммер (приспособление для управлением мощностью прибора), который позволяет выбирать режим работы 3200К и 3400К. К ним существует огромное количество насадок (шторки, маски Гобо, диафрагмы, проекционные объективы, софтбоксы и тд)
Впрочем существуют приборы и попроще, но не менее удобные в обращении. Как правило это азиатские галогенки на 1000Вт с байонетом крепления аксессуаров наиболее распространенных импульсных брендов: Bowens, Elinchrome, Hensel. Такие приборы имеют плавную регулировку мощности и доступную цену. К ним существует множество совместимых фирменных и сторонних аксессуаров. Но пригодны для использования лишь жаропрочные из них.
Лидерами среди производителей профессиональных приборов постоянного света являются: Dedolight, ARRI, Kino Flo, Sachtler, Kobold (by BRON), Citytek, Ianiro, Lowel.